Антверпен располагается на побережье Северного моря, на границе Бельгии с Нидерландами.
В Антверпене очень красивый вокзал.
Поезда тут приходят на четырех (!) уровнях.
Перед поездкой нам рассказывали, что в Антверпене суперзамечательный замок. Замок оказался маленьким зданием, внутри которого находится рыболовный музей. На фото -- самая длинная стена замка, остальные -- еще меньше.
Лепнина на окнах.
Разочаровавшись в замке и неуютной бетонной набережной, мы отправились искать тишины в музей Плантина и Моретуса, внесенный в список мирового наследия Юнеско. В этом прямоугольном здании с садиком в центре с XVI по XIX век работала одна из крупнейших типографий того времени. В XIX веке процесс обновления печатных установок замедлился, а потом и вовсе прекратился. Еще некоторое время они продолжали печатать на имеющихся станках, а после закрытия здание было продано городским властям, которые открыли здесь музей.
В музее хороший познавательный аудиогид (на английском языке), который рассказывает о истории династии Моретус и о процессе книгопечатания.
В течение 300 лет типография развивалась и передавалась от одного члена семьи Моретус к другому. Основным направлением работы была печать церковных книг, основной гордостью являлось стабильно высокое качество печати.
Процесс создания каждой книги начинался с набора. Наборщик стоял у специального наборного стола с буквами в ящичках, и держа в руках дощечку побуквенно набирал в зеркальном отражении будущий текст.
В местах, где должны быть пробелы вставлялись "пустые" кубики.
Книги печатались на арамейском, французском, голландском, латыни, иврите и других языках.
Текст набирался несколькими шрифтами. Для каждого из шрифтов в типографии был полный набор символов.
Узоры тоже набирались из заготовок.
После набора текст обвязывали веревкой, чтобы не рассыпался, переносили на печатный стан, и там окончательно фиксировали деревянными распорками и клиньями, чтобы ни один символ не изменил своего положения при печати.
На металлический столик слева от станка выливалось немного густой типографской краски, в нее обмакивали две кожаных "ступы" с ручкой (на фото в левом верхнем углу) и краску равномерно распределяли по их поверхности трением друг о друга. Потом этими кожаными ступами растирали краску по набранным символам, закрепленным на печатном станке.
На правую стенку прикреплялся чистый лист бумаги. При этом нужно было следить, чтобы он оказался лицевой стороной к тексту и, если бумага гербовая, то в нужном положении относительно текста. Потом доска с чистым листом бумаги опускалась на текстовую заготовку, деревянная "полка" заезжала влево под пресс, с помощью рукоятки оператор прижимал бумагу к чернилам, отпускал, доска выезжала обратно, и вуаля -- лист с текстом готов. Печатник мог проделывать эти операции несколько тысяч раз за смену.
В музее также хранятся два самых старых сохранившихся печатных станка.
Иллюстрации печатались со специальных блоков с вырезанными гравюрами. На фото ниже -- "логотип" дома Моретус с их лозунгом "Constantia et labore" -- "Постоянство через движение"
Гравюры вырезались в деревянных брусках и меня поразила детализация изображения.
Также дом Моретус занимался изданием книг по биологии и зоологии.
Типография известна тем, что они первые стали широко применять медные гравюры. Также печатались цветные изображения -- для этого создавались печатные формы для каждого цвета отдельно, и затем они наносились тем же прессовым способом на одну страницу.
В музее сохранилась библиотека с большими книгами, напечатанными в этой типографии.
Некоторые книги на полках высотой до 50 см. Для сравнения -- на левой нижней полке стоят томики размером со словарь русского языка Ожегова.
В центре лежит огромная Biblia polyglotta -- пятиязыковое издание на иврите, латыни, сирийском, арамейском и греческом языках. На картинке -- первый из восьми томов. Слева оригинал на иврите с переводом на латынь, справа -- текст на греческом с переводом на латынь.
Под стеклом лежит атлас, открытый на карте Азии.
Увеличенный фрагмент с Черным и Каспийским морями. Можно разглядеть надписи Caffa, Czerkasi, Moscow, Murom, Rezan, и даже Kiew, который находится немного левее Черкасс.
В музее выставляется несколько очень редких книг. Тут хранится 36-строчная Библия, отпечатанная около 1460 года первым в мире печатником по фамилии Гутенберг.
Картинка из Википедии
За три часа мы едва успели обойти весь музей.Labels: 2009, Antwerpen, August, Belgium, castles, city, museum, sea, summer
Подписаться на обновления по [
RSS]